Структура

"Формирование доступной среды

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №1 «Ёлочка»

город Юрга Кемеровская область улица Ленина 63 А тел.8(38451) 3-80-88

Создание инклюзивной образовательной среды в ДОУ

В настоящее время вопрос о создании специальных условий, доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обеспечения равного доступа к образованию стал одним из актуальных. В государственном стандарте отмечается: «В образовательных организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создания комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого - педагогического сопровождения развития и социализации детей.

Кроме того, под этими условиями понимаются специальные программы, методические и учебные пособия; дидактические материалы и технические средства; обеспечение безбарьерного доступа в здание, в помещения, на площадки. В связи с этим можно сделать вывод, что создание доступной среды требует специальных мер комплексного характера.

На современном этапе становления инклюзивного образования мы понимаем, что необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который сложился в учреждениях региона, где уже имеется опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку есть специалисты и созданы специальные условия, реализуются методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Поэтому важно смоделировать собственное понимание проблематики инклюзивного образования, исходя из уже наработанной и опробированной методической базы. Сформировать умения работать в инновационной образовательной среде, что в совокупности должно обеспечить готовность к решению профессиональных задач.

Возникает необходимость создания гибкой, вариативной образовательной среды, обеспечивающей развитие и социализацию любого ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Практически все дети с проблемами в развитии испытывают затруднения в процессе обучения и затруднения в социализации. Преодоление трудностей обучения и социализации возможно, если реализовать инклюзивный подход внутри образовательной среды ДОУ. Инклюзия является инновационным принципом построения образовательной деятельности, поэтому ее реализация требует разработки и апробации технологий сопровождения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса в целях обеспечения здоровья, самореализации, социального благополучия детей. Основное назначение сопровождения заключается в гармонизации отношений в образовательном пространстве, предотвращение неблагополучия и преодоление трудностей участников педагогического процесса. Технологии сопровождения призваны способствовать раскрытию перспектив личностного роста, помочь запустить механизмы саморазвития и актуализации, раскрытия собственных ресурсов личности.

Для правильного выстраивания воспитательно – образовательного процесса с детьми – инвалидами и ОВЗ необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную программу. Для включения родителей в воспитательно - образовательный процесс будет создана «Школа для родителей».

В подавляющем большинстве российские дети – инвалиды лишены возможности использования современных высокоэффективных технологий реабилитаций, в связи с отдаленностью проживания от центров оказания помощи. Самое большое событие в их жизни – больница или санаторий. Но для благополучной социальной интеграции в обществе маленькому ребенку с диагнозом требуется ежедневные интенсивные занятия и общение со сверстниками.

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Зачастую ребенок – инвалид не может выразить свои внутренние переживания и тут ему на помощь приходят специалисты ДОУ: воспитатели, психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, тьютор, дефектолог, олигофренопедагог и другие, которые всегда спешат помочь разрешить множество детских проблем.

Решая вопросы по инклюзивному образованию, мы пришли к выводу, что необходимо будет создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальности детей.

Систематическая работа по готовности родительской общественности дошкольного учреждения к инклюзивному образованию, также способствует социализации семьи, имеющего особого ребенка. Работа по психологическому изучению личностных особенностей родителей детей с ОВЗ, позволяет установить слабые зоны в области детско-родительских отношений и межличностных контактов с ребенком и окружающими. Следует подчеркнуть особую важность изучения личностных особенностей родителей такого ребенка. Ведь именно личностные характеристики во многом предопределяют степень социализации и адаптации семьи в жизни. Очевиден тот факт, что для коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. Значимую роль играет фактор понимания возможностей особого ребенка, которое воспринимается им и влияет на его собственное отношение к себе и миру. Поэтому, психологическая и информационная помощь семье станет значительным вкладом в развитие, обучение и социализацию ребенка.

Работа ДОУ в данном направлении даст возможность детям с ОВЗ и детям-инвалидам почувствовать себя членами детского сообщества."

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть